Новости
27-28 октября 2003 г. Всероссийская конференция гражданских организаций
27-28 октября 2003 г. в Москве в гостинице «Космос» прошла Всероссийская конференция гражданских организаций. В рамках конференции состоялись заседания 12 секций и двух «круглых столов».
Ниже приводится заявление секции «Проблемы семьи и детства» (Ведущие секции: С.Бочарова, Л.Кольбич, Б.Кристальный).
Семья и дети – заложники законодательства и чиновничьего произвола
Заявление
Права детей и семьи сегодня в России не обеспечиваются ни действующим законодательством, ни практикой. Не соблюдается даже существующие международные нормы, конвенции и декларации, касающиеся защиты благополучия детей и семьи. Ребенок и семья в России поставлены в зависимость от произвольных решений чиновников всех уровней, руководствующихся собственными интересами под камуфляжем государственных.
Количество детей в нашей стране за последнее десятилетие снизилось с 44 до 32 миллионов. Даже по официальной статистике, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей в России – свыше 700 тысяч. Около 90 % их – социальные сироты (дети, родители которых лишены родительских прав). Темпы роста количества сирот составляют около 25-30% ежегодно. Если в 2000 г. было официально зарегистрировано около 100 тысяч новых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2001 г. – уже 128 тысяч детей, в 2002 г. признаны сиротами ещё более 148 тысяч, и это – при менее чем 1 миллионе новорожденных. Значит, огромная часть рожденных в России детей обречена на сиротство. Эти цифры угрожающие, если принять во внимание стремительность уменьшения численности детей в общей структуре населения России.
Если в самое ближайшее время не изменится государственная политика в отношении семьи и детства, уже в обозримом будущем Россия может стать страной сирот. Проблема укрепления института семьи – чрезвычайная, и решать ее необходимо в двух основных направлениях:
1. обеспечение всем детям возможности расти и воспитываться в семье или, в крайнем случае, в условиях, близких к семейным;
2. организация адресной правовой, социальной и экономической защиты семей и института семьи в целом.
В России действуют около 140 законодательных актов федерального уровня в области защиты прав ребенка и семьи. Главный из них – Семейный кодекс Российской Федерации. Однако ни семья во всем разнообразии ее форм, ни ребенок по российскому законодательству не являются субъектом права. Семейный кодекс определяет лишь небольшой круг семейных отношений, практически не затрагивая семейных форм воспитания и обустройства ребенка. Это оставляет без защиты в первую очередь ребенка, а более всего – сироту или оставшегося без попечения родителей. С другой стороны, законодательство предоставляет огромное количество прав органам опеки и попечительства.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают правовые акты, зачастую нарушающие конституционные и международные нормы права ребенка и семьи. Особенно много таких нарушений – в региональных законах о патронате и приемных семьях. Следствие такого положения – разнообразные формы произвола со стороны органов опеки, администрации государственных детских домов, судебной системы и других структур власти.
Ребенок в России стал предметом торговли и различных спекуляций. Сумма взяток, получаемых государственными служащими только за позволение усыновления, составляет около 1 миллиарда долларов США ежегодно.
Сегодня на практике никто в России не несет ответственности за соблюдение прав ребенка и семьи. Сотрудники государственных детских домов, органов образования, опеки и попечительства пользуются безнаказанностью своих действий. Прокуратура России ежегодно регистрирует десятки тысяч случаев нарушения прав ребенка и семьи России, тысячи антиконституционных правовых актов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Но практически никто не понес за это ответственности.
Независимые гражданские организации и объединения России в меру своих возможностей помогают детям и семьям. Объединение наших интеллектуальных ресурсов даст возможность не подменять государство в критических ситуациях, а реально изменить к лучшему положение семей и детей, в соответствии с признанными международными стандартами. Мы убеждены, что без коренной реконструкции существующей государственной системы обеспечения прав семьи и детей такое улучшение невозможно. Необходима законодательная база современного, а не тотально-патерналистского содержания для эффективного укрепления и развития института семьи, для того, чтобы российские дети были будущим страны и своих родителей, а не заложниками вчерашних и сегодняшних государственных амбиций.
Мы предлагаем выработать совместный план действий независимого гражданского сектора по защите семьи и детства. В частности, в области совершенствования российского законодательства:
1. консолидированную выработку законодательных инициатив для регионов и федерального законодательства в области укрепления института семьи и детства;
2. внесение изменений в Семейный кодекс РФ для определения юридического статуса семьи и ребенка как субъектов права;
3. разработку и введение дифференцированного социального детского стандарта в качестве механизма прямой поддержки семьи и ребенка;
4. внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ, направленных на поддержку отечественным бизнесом и развитие организаций гражданского сектора, в том числе действующих в интересах семьи и детей;
5. внесение изменений в Закон о государственном бюджете, направленных на выделение отдельной статьей целевых средств на поддержку семьи и детей;
6. исправление Закона о гражданстве РФ с целью признания гражданином России ребенка, рожденного на территории РФ;
7. инициировать разработку и принятие Закона о введении в России ювенальной судебной системы.
Хватит благих намерений, деклараций и обращений к властям! В своих действиях мы можем опираться только на общественную поддержку, собственные силы и солидарность.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей