Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Баранников М.Н. Концепция информационной политики Союза. Принципы и возможности межрегионального взаимодействия


Концепция информационной политики Союза. Принципы и возможности межрегионального взаимодействия.

М.Н.Баранников, Москва

Ответственный за информационную политику Союза

Очень часто возникают претензии к средствам массовой информации, мол, мало о нас, некоммерческих организациях пишут, кругом одна чернуха.… В условиях рынка информация становится продуктом, и задача СМИ выгодно этот продукт продать. Опять же – любое предложение определяет спрос. Думаю, что вряд ли сами СМИ этот спрос формируют. Это приоритет общества – информация, в которой оно заинтересовано. Приоритет нас самих: что будут читать и смотреть наши дети.

Почему встал вопрос не просто об информационном взаимодействии, а о формировании информационной политики. Прежде всего, для эффективной работы Союза необходим принцип обратной связи, и информационные потоки способны эту связь организовать.

Технически возможно, но крайне неэффективно осуществлять обмен информацией только с центром, с Координационным советом. Система информационного сотрудничества была определена еще на предыдущей конференции через информационно-технических координаторов Федеральных округов страны. Таким образом, формируется сеть, узловыми точками которой являются информационно-технические координаторы. Сетевые узлы взаимодействуют напрямую друг с другом, с Координационным Советом и с экспертным пространством Союза. В нашем Союзе уже есть опыт создания таких сетевых узлов в областях России.

Информационное взаимодействие на уровне города, области, региона необходимо прежде всего по следующим причинам:

1. Кто мы, какие, чем занимаемся? Какие программы и проекты реализуем? Каков наш кадровый состав? Достижения? Даже в рамках одного города, района вряд ли каждый член Союза что-то знает друг о друге.

2. Мы не дождемся того светлого момента, когда к нам с распростертыми объятиями придут СМИ. Нам самим необходимо формировать пул дружественных нам СМИ в каждом регионе, информировать их о своей деятельности, интересоваться, в какой информации они сами заинтересованы.

3. Наши коллеги из некоммерческих организаций работают так же, как и мы. Наверняка, могут существовать проекты для совместной реализации.

4. В информации о деятельности (прежде всего программной) заинтересованы и муниципальные структуры. Как правило, комитеты по делам молодежи, социальной политике, образованию, здравоохранению в отношении подростков занимаются одним и тем же, имея свои собственные программы, бюджеты, и, сидя в соседних кабинетах, даже и не догадываться о том, что могли бы делать общее дело. Своевременное информирование могло бы не только сэкономить государственные деньги, но и более широко привлечь общественные организации к совместной деятельности.

5. Местные органы самоуправления заинтересованы в Пи Аре не только раз в 4 года. Очень часто необходим прежде всего опыт: программный, законодательный. Если этого опыта нет в регионе, он, наверняка, есть в России. Только мало кто об этом знает (например, закон «Об уполномоченном по правам ребенка» в субъекте Федерации - пришлось снова и снова наступать на грабли, на которых уже споткнулись).

6. Очень часто некоммерческие организации обращаются в Союз за финансовой поддержкой. Союз не занимается распределением средств, он не ставил и не ставит перед собой такую задачу. В тоже время развивающийся бизнес в России готов оказывать спонсорскую поддержку проектам и программам, которые реализуют члены Союза. Таким образом, мы можем не только предоставлять НПО информацию о существующих грантах, но и информировать бизнес о тех проектных решениях, которые есть.

Во всем сказанном выше очень много сослагательного наклонения. Если бы, да кабы. Все упирается не в деньги, как может кто-то подумать. Прежде всего – это заинтересованность нас самих. Прекрасно понимаю, что не у каждого из нас есть доступ к Интернету. Конечно, это вопрос времени – вопрос будущего. Но и не это сейчас, на мой взгляд, важно. Союзу необходима «инвентаризация» всех наших возможностей, идей, программ и, конечно же, экспертно-аналитического состава — создание базы данных, структурированной таким образом, чтобы любой из участников сети мог найти себе ответ практически на любой вопрос. Это очень сложная и кропотливая работа не одного дня и месяца.

Каким на мой взгляд, видится электронный информационный ресурс Союза.

Сайт Союза должен отражать деятельность Союза в целом и на уровне Федеральных округов. Помимо законодательной базы, которая уже в минимальном объеме есть, должна быть представлена (по округам) более подробная информация о деятельности организации, ее программах, проектах и потребностях. Заполнение «окружных ячеек» базы должны взять на себя информационные региональные координаторы. Помимо этого должна быть предусмотрена возможность формирования на уровне округов потребностей государственных муниципальных структур (тех социальных программ), которые они могли бы делегировать общественным организациям; а также программных возможностей общественных организаций. Таким образом возможна выработка механизма формирования и реализации социального заказа. Также формирование программного подхода деятельности организаций, входящих в Союз, позволит привлечь спонсоров, грантодающие организации к реализации проектов членов Союза.

Помимо этого было бы целесообразно в «окружных ячейках» сайта иметь пресс-релизы (ежемесячные, еженедельные – как потянем), освещающие деятельность организаций – членов Союза, а также списком контактов, которые могли бы конкретизировать предоставляемую информацию об основных акциях, проектах членов Союза