Реклама

Новости

Продолжается работа над поправками к законодательству о некоммерческих организациях


Напомним, в апреле 2009 года президент Медведев заявил, что законодательство об НКО «не является идеальным» и «какие-то изменения в нем возможны, а какие-то даже и необходимы». Однако, несмотря на ожидания «третьего сектора», пакет «политических» поправок, принятый Государственной думой летом 2009 года* фактически не исправил незавидное положение «третьего сектора».

На днях стало известно, что рабочая группа, созданная президентом для «гармонизации» законодательства об НКО, подготовила второй, «экономический» пакет поправок.

По мнению Эллы Памфиловой, члена президентской группы, нововведения дадут толчок развитию волонтерства, будут поощрять деятельность общественно полезных НКО, устранят некоторые нелепости налогового законодательства, осложняющие жизнь благотворительным организациям, уравняют шансы организаций «третьего сектора» в конкуренции с коммерческими фирмами за аренду помещений. Тем не менее Мария Каневская, глава петербургского «Ресурсного правозащитного центра» и руководитель Федеральной прямой линии по правовой поддержке НКО, оценила готовящиеся поправки как «позитивные», но «явно недостаточные».

Во-первых, поправки предоставляют налоговые льготы жертвующим деньги юридическим лицам — но только если эти организации формируют целевой капитал. По словам специалистов, формирование целевого капитала — это весьма сложная и трудоемкая процедура (нужно собрать, например, не менее 3 млн рублей, проценты с которых будут тратиться на уставную деятельность), доступная только тем некоммерческим организациям, которые получают поддержку от крупного бизнеса. На всех остальных жертвователей из лица юридических лиц благодать распространяться пока не будет, и предприниматели, как и прежде, будут делать отчисления на благотворительность (в это понятие входит и образование, и культура, и спорт — всего 12 пунктов) из собственной чистой прибыли.

Нашей стране, по мнению Марии Каневской, не повредит пример Польши, где в 2004 году вступил в силу закон «Об общественно полезной деятельности и волонтерстве»: гражданин вправе передать 1% своих налогов общественно полезной НКО. Этот механизм великолепно работает.

Во-вторых, в случае принятия поправок исчезнет двойное налогообложение всех государственных субсидий НКО: в самом деле, нелепо взимать налог на прибыль с сумм, и так сформированных из налогов граждан. Из налогооблагаемой базы исключат средства, пожертвованные частными лицами НКО, которые не имеют статуса благотворительных, но работают в общественно значимых направлениях (наука, культура, образование, здравоохранение, социальная и правовая поддержка граждан).

Наконец-то облегчится жизнь волонтеров: их приравняют к «добровольцам». С точки зрения русского языка разницы никакой, но с точки зрения законодательства разница была, поскольку только добровольцы, которые сотрудничали с благотворительными организациями, могли рассчитывать на возмещение расходов (на проезд, питание, размещение), не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц.

Поправки предусматривают еще одно важное новшество: оплаченные НКО услуги по лечению, пожертвования детям-сиротам не будут считаться доходом. Кроме того, не будут облагаться налогом на прибыль безвозмездно оказанные НКО услуги и субсидии из госбюджета.

«Было бы идеально, — заявила Элла Памфилова, — если бы эти поправки начали действовать уже 1 января 2010 года». Сейчас группа совещается, кому из субъектов законодательной инициативы — президенту или правительству — следует доверить внесение поправок в Госдуму (нововведения требуют многочисленных межведомственных согласований), чтобы они были приняты нынешней осенью.

Элла Памфилова отметила, что в президентской группе «совершенно иная, нежели раньше», обстановка (у чиновников и представителей гражданского общества серьезные расхождения в понимании нужд «третьего сектора»). Элла Памфилова объяснила поведение чиновников «неослабевающим интересом президента» и выразила надежду, что не только «экономические», но и «политические» поправки, «торпедированные» бюрократами, группа все-таки сможет «со временем» доработать, а парламент — превратить в закон.

Однако, несмотря на «неослабевающий интерес президента», облегчение участи «третьего сектора» сейчас вряд ли возможно. Нынешние уступки государства НКО мизерны. Никто, например, не собирается расширять перечень иностранных организаций, чьи гранты не облагаются налогами (напомним, российское правительство прошлым летом сократило список почти в десять раз: со 101 до 12). К тому же положение НКО мало зависит от изменения формальных правил. Оно скорее обусловлено личным отношением сотрудников Минюста к своим «подопечным», и это отношение в разных регионах страны различно. Многие из этих чиновников работали еще в Росрегистрации, которая прославилась поистине патологическим недоверием к «третьему сектору».

novayagazeta.ru