Новости
Алексей Головань: 100 дней в новой должности
На пресс-конференции, приуроченной к 100 дням работы Алексея Голованя в новом правовом статусе, были подведены некоторые итоги, а также обозначены приоритетные направления в деятельности детского омбудсмана в краткосрочной и долгосрочной перспективах
Стенограмма выступления на пресс-конференции «Ситуация с правами детей в России. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Алексей Головань: 100 дней в новой должности» от 15.12.09
Уважаемые коллеги!
Прошло сто дней с момента назначения меня на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Данная пресс-конференция связана не только с этой датой, но еще и с тем, что институт уполномоченного является институтом открытым и принадлежит в равной степени как государству, так и гражданскому обществу. Мы собираемся регулярно информировать вас о том, что нам удалось сделать и что, к сожалению, сделать не удалось.
Как вы знаете, Указ Президента был подписан 1 сентября. И первое, на что была нацелена моя работа, это создание прямого канала для общения с гражданами. Чтобы граждане могли обращаться к Уполномоченному с заявлениями, чтобы такие обращения могли поступать от самих детей. За период с 1 сентября по 11 декабря 2009 к нам в аппарат поступило более 400 обращений практически из всех регионов Российской Федерации.
С какими жалобами к нам обращались? 29% - это жалобы на нарушение жилищных прав детей. Это вопросы, связанные с выселением детей, с улучшением жилищных условий, с нарушением прав детей, проживающих в общежитиях, вопросы, связанные с незаконными сделками с жилой площадью. 20% обращений связаны с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта ситуация очень тревожная. 6,7% нарушений прав детей связаны с получением медицинской помощи, в том числе, высокотехнологичной помощи, с возможностью доступа к дорогостоящим медицинским препаратам. 4 % обращений связаны с вопросами усыновления и опеки, вопросами их отмены. 4% - нарушение прав детей при расторжении брака родителями. 4% - жалобы на жестокое обращение с детьми. Еще 5 % - это вопросы социального обеспечения - отказ от выплаты льгот, пособий и т.д.
В соответствии с Указом Президента о назначении на должность Уполномоченного по правам ребенка, предусматривалось, что этот институт должен появиться во всех субъектах РФ. На 1 сентября 2009 года он существовал в 18 регионах, в настоящий момент присоединились еще шесть регионов. Таким образом, сегодня уполномоченные действуют в 24 субъектах. В ближайшее время уполномоченные должны появиться в Санкт-Петербурге, Саратовской, Кировской, Псковской областях, республике Башкортостан и других субъектах России.
Тем не менее, я недоволен этим процессом, потому что, во-первых, процесс возникновения уполномоченных по правам ребенка в регионах идет крайне медленно несмотря на то, что в Указе есть соответствующие предписания. Во-вторых, ряд регионов идет по пути создания «квазиуполномоченного», т.е. уполномоченного «для галочки». Так, в Курской области уполномоченным назначен директор департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политики. Это уполномоченный, который является чиновником городской администрации, по сути, он будет сам себя контролировать. С точки зрения института уполномоченного это недопустимо вообще.
Очень серьезная проблема, о которой я говорил, это проблема жестокого обращения с детьми. К сожалению, статистика очень печальная. По данным Следственного комитета РФ, за 9 месяцев этого года от рук взрослых погибло 518 детей. В связи с причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшим смерть, возбуждено 88 уголовных дел. Установлен факт о похищении 63 детей. Изнасиловано 895 несовершеннолетних, по насильственным действиям сексуального характера возбуждено 1197 дел.
В этой связи мы совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, готовимся к проведению масштабной информационной кампании по информированию общества. Продвигаем идею создания в следующем году во всех субъектах РФ бесплатных телефонов доверия. Этот номер будет единым для всей страны.
Вторая идея, которую мы активно продвигаем - это идея создания национального центра поиска пропавших детей. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в прошлом году 12,5 тыс. детей находились в постоянном розыске. К сожалению, не всех детей впоследствии удалось найти. Кроме того, этот центр будет заниматься борьбой с детской порнографией в Интернете. Как показывает заключение экспертов, многие дети, которые пропадают, впоследствии используются для изготовления порнографии в Интернете. Аналогичный центр есть в США. У них очень позитивный опыт. Президентом эта идея также поддерживается.
Следующее направление нашей работы связано с вопросами защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы будем делать свой мониторинг по данному вопросу. Согласно тем данным, которые нам удалось получить, на начало прошлого года 124 тыс. детей-сирот нуждались в предоставлении жилья по выходу из-под опеки или детского дома. За 2008 год жилье получили около 8 тыс. детей-сирот.
По данным Федеральной службы судебных приставов, в настоящий момент более 900 исполнительных листов, связанных с исками детей-сирот к государству о предоставлении жилья, находятся на исполнении. Безумно стыдно должно быть всем, когда дети-сироты достаточно много натерпелись в жизни и еще обращаются к государству, к местным органам власти за реализацией своих прав в судебном порядке.
Кто эти «герои»: Пенза - 33 исполнительных листа, Курганская область -36 листов, Астраханская - 37, республика Коми - 49, Карелия - 79, Кемеровская область - 84, Забайкальский край - 88, Омская область - 99, Вологодская - 106.
Когда суд принимает решение о том, что право ребенка нарушено, местные администрации имеют наглость идти в кассационную инстанцию и обжаловать решение, не соглашаясь с ним. Пытаются доказать, что ребенок в жилом помещении не нуждается.
Нас беспокоят также дела по защите прав детей при расторжении брака родителей. У нас было несколько громких дел. В этой связи нами подготовлен ряд предложений на имя Президента РФ, в связи с его поручением, о том, как защитить интересы детей при расторжении брака родителей. Мы считаем, что необходимо внести ряд изменений в Семейный кодекс РФ. Прежде всего, изменений, которые касаются использования института обеспечения иска. То есть, чтобы на момент, пока родителя спорят - с кем из них должен жить ребенок, суд мог бы запретить одному из родителей препятствовать общению другого родителя с детьми. Чтобы на время рассмотрения таких споров был установлен временный порядок общения.
Мы также работаем над тем, чтобы Российская Федерация присоединилась к ряду международных документов. Мною направлено письмо на имя Президента России Дмитрия Медведева с предложением того, чтобы в ближайшее время Россия ратифицировала факультативный протокол Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и порнографии и соответствующей Европейской конвенции, касающейся сексуальных злоупотреблений в отношении детей. Учитывая то, что в последнее время появился ряд нарушений прав детей в смешанных браках, когда один из родителей является гражданином другого государства, я предлагаю чтобы Российская Федерация все-таки присоединилась к Гаагской конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей. Участниками этой конвенции являются более 80 государств мира.
Завтра состоится первое заседание Детского общественного совета, созданного при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Мы собираемся активно привлекать детей к тому, чтобы вместе с ними обсуждать насущные проблемы реализации их прав. Это международный подход, который закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка. В нем говорится о том, что все решения, которые принимаются в отношении детей, должны приниматься с учетом мнения самих детей. Эта позиция конвенции у нас в стране почти не используется.
Мы приступили в разработке Национального плана действий в интересах детей. Принятие такого документа является обязательным для всех государств, которые являются участниками Конвенции ООН о правах ребенка. К сожалению, у нас был только один нацплан, который был рассчитан с 1995 до 2000-г. С 2000 года и до настоящего времени в России такой политический документ, который определяет политику государства в отношении детей, у нас отсутствует. Новый нацплан будет кардинально отличаться от того плана, который готовился в конце 90-х гг. Он будет отличаться прежде всего тем, что мы хотим уйти от ведомственного подхода по его подготовке. В разработке будут участвовать эксперты от общественных организаций, представители научного сообщества. Потом он будет разослан на экспертизу и на замечания в соответствующие ведомства. В последние годы в нашей стране был принят ряд документов: Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - все эти документы будут учитываться при разработке Национального плана. Кроме того, в его разработке будут принимать участие сами дети.
Кроме того, надо понимать, что в последние годы появились новые вызовы в отношении детей, связанные с насилием, распространением негативного контента в Интернете - все эти новые вызовы будут учтены в Нацплане.
У нас установились тесные связи с Генеральной прокуратурой РФ, со Следственным комитетом при генпрокуратуре, с полномочными представителями Президента в федеральных округах, с Министерством иностранных дел РФ, с Государственной Думой, Федеральной службой судебных приставов и другими ведомствами. Все должностные лица активно и заинтересованно работают с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.
Пресс-служба Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей