Реклама

Новости

17-18 марта 2011 года состоится семинар "Демографические перспективы России"


Вопросы демографии для нашей страны как никогда актуальны, поскольку баланс рождаемости и смертности в настоящее время нельзя назвать ни оптимальным, ни благополучным. Более того, настораживает тот факт, что в структуре народонаселения молодёжь как демографическая группа постоянно уменьшается. Сокращается численность того слоя населения, от которого зависит не только будущее экономическое благосостояние, военная мощь, научно-технический прогресс, развитие искусства, процветание культуры нашего государства, но само физическое воспроизводство и существование народа, населяющего территорию нашей страны.


Вопросы, касающиеся жизни молодого поколения, благоприятных условий его развития, всегда актуальны для цивилизованных государств, к которым, несомненно, относится и Россия. Государство уделяет значительное внимание молодёжной политике. Достаточно вспомнить о принятии «Доктрины государственной молодёжной политики» и о том, что 2009 год был объявлен Годом молодёжи, когда проводился комплекс соответствующих мероприятий.


Но забота о молодёжи не должна ограничиваться рамками одного года или теми программами, которые обозначены «Доктриной ГМП». Проблемы молодёжи – это, по сути, проблемы общества, в котором молодёжь – постоянно сокращающаяся часть населения. В данной ситуации забота о молодёжи – это злободневная проблема безопасности общества и государства.


Сегодня правительство всерьез озаботилось проблемой сохранения качества человеческого потенциала, остро стоит вопрос, как побороть бедность и переломить демографический кризис. Кризис еще больше обострил проблемы социальной сферы. Вкладываются огромные средства, чтобы изменить ситуацию, но ожидаемого коренного перелома ситуации это не приносит.


И дело все в том, что в основе сложившейся ситуации лежит несколько фундаментальных причин, которые не осознаются или не принимаются во внимание правительством при осуществлении социальной политики. Именно это определяет ее неэффективность, в то время как, решение проблемы лежит в другой плоскости.


Прежде всего, это связано с тем, что у нас в основе социальной политики лежат ложные парадигмы и мифы.


Во-первых, до сих пор господствует либеральная точка зрения, согласно которой рыночные механизмы, так же как и в экономике, для социальной сферы являются более эффективными, и во все предыдущие годы реформ государственная социальная политика была направлена на уход государства из социальной сферы и насаждения в ней рыночных отношений.


Во-вторых, в ее основе лежит миф о том, что по мере экономического роста будет автоматически создаваться возможности для успешного решения социальных проблем и повышения уровня жизни большинства населения и все проблемы социальной сферы лежат в ресурсной плоскости.


Однако многочисленные исследования, в том числе и международные сопоставления показывают, ошибочность такого взгляда – без активной перераспределительной государственной политики экономический рост не приводит к снижению масштабов неравенства и бедности. Так для РФ, прогнозные расчеты показывают, что проблема снижения масштабов высокого неравенства и относительной бедности без институциональных преобразований в сфере распределительных отношений не решаются автоматически, даже несмотря на высокие темпы экономического роста и будет только углубляться. Так например, децильный коэффициент дифференциации доходов населения в самом высоком по уровню доходов регионе – городе Москве в три раза выше среднего по стране и 2025 году может достичь значения порядка 60-ти.


В-третьих, при подготовке социально-экономических решений задачи макроэкономической и социальной политики рассматриваются, как правило, отдельно без чёткого представления влияния состояния и качества социальной среды на социально-экономическое и демографическое развитие страны.


Такому положению дел во многом способствует тот факт, что обратное влияние социальных факторов и качества социальной среды на экономическую и демографическую динамику в социально-экономической политике осознается лишь на вербальном уровне и в реальных расчетах во внимание практически никак не принимается


Простое увеличение бюджетных расходов (а кризис ограничивает возможности дальнейшего роста расходов государства на социальные нужды) в рамках принятой парадигмы в принципе не может привести к существенным изменениям в решении проблемы снижения уровня неравенства и бедности, так как не устраняет причин порождающих это неравенство.


Сегодня такой подход к решению социальных задач в связи с замедлением экономического роста и снижения доходов государства ставит перед правительством сложную проблему: надолго ли хватит запаса прочности и на чем можно сэкономить, чтобы не допустить резкого снижения уровня доходов населения и свертывания социальных программ.


Вместе с тем, условия и предпосылки развития человеческого потенциала определяются распределением ресурсов между людьми, и от характера этого распределения это развитие зависит не меньше, а даже больше, чем от количества самих ресурсов.


Конечно общее количество таких ресурсов зависит от успехов в экономической сфере, но от того как они распределяются, как показывают исследования, в итоге зависит и экономический рост и демографическая динамика.


Для эффективного социально-экономического роста доходы у большинства населения должны быть выше определенных (функциональных) границ, ниже которых у людей возникают трудности по реализации своих репродуктивных желаний, поддержания здоровья и получения образования. Демографическая проблема не может быть решена несколькими Газпромами – нужно настроить на ее решение и обеспечить возможностями большинство населения страны.


Именно этому должны соответствовать уровень и распределение ресурсов для воспроизводства человеческого капитала и соответствующие распределительные механизмы. И основное значение здесь имеет распределение доходов населения.


Системной характеристикой такого распределения ресурсов является социально-экономическое неравенство, а его системная роль в определении совокупных функциональных возможностей населения выражается в том, что при одних и тех же интегральных значениях фундаментальных факторов (ресурсов) общий уровень осуществимости и доступности каждой из значимых для развития человеческого потенциала функций может варьироваться в широких пределах.


Являясь таким системным и, по существу, определяющим динамику социально-экономических факторов, неравенство доходов почти всегда оставалось на периферии поля зрения не только социальной политики, но и экономической теории. Отсутствие четких, научно обоснованных представлений о прямых и обратных связях неравенства и социально-экономического роста давало почву существованию неверных, глубоко ошибочных точек зрения, которые ложились в основу социально-экономической политики.


В основе этого, как мы уже говорили, лежит, в том числе, и непонимание того, насколько мощное обратное воздействие на экономическую и демографическую динамику оказывает социально-экономическая дифференциация населения.


Исследования в этой области, проведенные в российскими учеными в последние годы и основанные на структурном разложении неравенства, дают не только ключ к пониманию этих связей, но и позволяют с хорошей статистической значимостью дать им количественную оценку. Они вскрыли новые, неизвестные до настоящего времени закономерности влияния относительных показателей неравенства и бедности на экономический рост, демографическую динамику и качество человеческого капитала. И здесь, как показал анализ, именно относительные показатели уровня жизни различных слоев или групп населения проявляют устойчивые и статистически значимые связи с показателями экономического роста и демографической динамики.


ПРИГЛАШАЕМ ВАС К ИЗУЧЕНИЮ И ОБСУЖДЕНИЮ ЭТИХ ПРОБЛЕМ Институт социально-политических исследований РАН Фонд социального развития 17-18 марта 2011 года проводят семинар "Демографические перспективы России" Темы для осуждения


* Современная демографическая ситуации и её региональные особенности. * Взаимосвязь между уровнем доходов и бедностью (социальная поляризация). * Динамика здоровья населения. Негативный тренд. * Возрастная структура населения, оценка ее влияния на демографические показатели и методы его устранения. * Показатели рождаемости и репродуктивного поведения, возможности их использования при разработке и оценке результативности демографической политики. * Особенности самосохранителного поведения молодежи. * Мотивация молодежи к здоровому образу жизни. * Государственная поддержка молодой семьи (правовая, экономическая, социальная) * Роль мужского родительства. Молодая семья - демографический ресурс России.


* ЛЕКТОРЫ :


Рыбаковский Л.Л., д.э.н., профессор ИСПИ


Римашевская Н.М., д.э.н., ИСЭПН РАН


Архангельский В.Н., к.э.н., экономический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова


Иванова А.Е.,д.э.н., профессор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ


Ростовская Т.К.,д.с.н., начальник отдела государственных программ и общественных инициатив Департамента молодежной политики и общественных связей Минспортуризма России


Рыбаковский О.Л., д.э.н., РАГС при Президенте РФ.


Мероприятие платное. Подробности по адресу: http://www.soc-pr.ru


Заявки направлять до 28 февраля 2011 года на адресinfo@soc-pr.ru


За дополнительной информацией, а также по вопросам участия в мероприятии обращайтесь в оргкомитет: т. (499)4084774 begin_of_the_skype_highlighting (499)4084774 end_of_the_skype_highlighting Журавлева Елена,


Бронирование номеров по тел. +7 903 1077540 begin_of_the_skype_highlighting +7 903 1077540 end_of_the_skype_highlighting Пирог Ольга.