Развитие творческих способностей детей и взрослых на основе методик ТРИЗ
Новгородская школа ТРИЗ: Краткая информация
«Развитие творческих способностей детей и взрослых на основе методик ТРИЗ»
(ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Это теория сильного мышления).
ЦЕЛИ ШКОЛЫ: развить все духовные, интеллектуальные и волевые способности, необходимые человеку, для того, чтобы быть счастливым и успешным в жизни. Это: честь, совесть, сильное мышление, (то есть, умение решать любые творческие задачи: житейские, инженерные, бизнес-задачи, задачи по управлению и прогнозированию…), это управляемая память, внимание, воображение, волевые качества, умение производительно работать, чувство юмора, чувство меры, чувство прекрасного, выбор Достойной Цели жизни, умение всю жизнь учиться, успешно сдавать экзамены, браться за сложные рискованные дела, лучше адаптироваться к нашему быстроменяющемуся миру, быть успешным в бизнесе, выдвигать гипотезы и проводить научные исследования для их проверки, учиться выводить формулы, проводить увлекательные фокусы, научиться юмору и розыгрышам... Это те, очень важные качества, которые слабо развивает и семья и школа.
Школа имеет очное и дистанционное обучение по трем специализациям:
1.«ТРИЗ-образование» для детей от 1 года и старше, для учителей и родителей; Очное - по 17 курсам. Для дистанционного обучения предлагается более 50 методик.
2.«ТРИЗ для инженеров». Очное - по трем классическим курсам ТРИЗ. Для дистанционного предлагается 30 методик.
3.«ТРИЗ-бизнес и управление». 20 методик.
А также: 1)оказание консультаций родителям и учителям;
2)помощь в организации школ ТРИЗ;
3)организация курсов Дополнительного Образования в школах для 1 - 6 классов.
Очные курсы (семинары) могут проводиться в Великом Новгороде или в вашем городе по приглашению вами нашего преподавателя.
При дистанционном обучении, по вашему выбору, высылаются методические материалы для их самостоятельного изучения и решения задач
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ: самостоятельное решение очень больного количества творческих задач (более 2000 по каждому направлению) и на этой основе освоение теории ТРИЗ и приемов решения творческих задач. На занятиях с детьми решение творческих и нравственных задач чередуют с развивающими упражнениями, опытами, фокусами прямо на уроке, с выявлением закономерностей, с выводом простейших формул, с юмором и розыгрышами...
Руководитель Школы: Тамберг Юрий Гергардович, к.т.н., с.н.с., председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Член Совета РАТРИЗ.
Новгородская школа ТРИЗ. Подробнее
ЦЕЛИ ШКОЛЫ: развить все духовные, интеллектуальные и волевые способности, необходимые человеку, для того, чтобы быть счастливым и успешным в жизни. Это: сильное мышление, то есть, умение решать творческие задачи, это управляемая память, внимание, воображение, волевые качества, умение производительно работать, чувство юмора, чувство меры, чувство прекрасного, выбор Достойной Цели жизни, умение всю жизнь учиться, успешно сдавать экзамены, браться за сложные рискованные дела, лучше адаптироваться к нашему быстроменяющемуся миру, быть успешным в бизнесе, проводить научные исследования, увлекательные фокусы, выводить формулы. Это те, очень важные качества, которые слабо развивает и семья и школа.
Школа имеет три специализации и два отделения:_ очное и дистанционное обучение:
1)) Специализация «ТРИЗ-образование» для детей от 1 года и старше, для учителей и родителей. Очное отделение ведется по 17 курсам. Для дистанционного предлагается более 50 методик.
2))Специализация «ТРИЗ для инженеров». Очное ведется по трем курсам. Для дистанционного предлагается 30 методик.
3))Специализация «ТРИЗ-бизнес и управление». 20 тем.
Кроме того: 1.Школа проводит консультации родителей и учителей; 2.Оказывает помощь в организации Школ ТРИЗ; 3.Оказывает помощь в организации курсов Дополнительного Образования в школах для 1 - 6 классов.
Очные курсы (семинары) могут проводиться в Великом Новгороде (первое занятие бесплатно) или в вашем городе по приглашению вами нашего преподавателя. При дистанционном обучении, по вашему запросу высылаются методические материалы для их самостоятельного изучения и решения задач. Уникальность дистанционного образования в том, что оно позволяет учиться по всей России, на море или на даче и даже за рубежом без перерыва в учебе. Выдается Удостоверение с печатью об окончании Школы.
ОСНОВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ: самостоятельное решение очень больного количества творческих задач (более 2000 по каждому направлению) и на этой основе прочное освоение теории и приемов решения творческих задач. На занятиях с детьми чередуют решение задач с опытами, с тренировочными упражнениями, с юмором и розыгрышами, массажем и физразминками…
Передача методических материалов в третьи руки запрещена. При цитировании материалов ссылка на источник обязательна.
1)) Только перечень 17 очных курсов по специализации: "ТРИЗ-образование"
(Здесь приводятся только названия курсов, программы курсов приведены ниже в Приложении. Первое очное занятие бесплатно.).
1. Развитие творческого мышления на основе методик ТРИЗ.
2. Классические виды мышления.
3. Врожденные методы мышления и методы активизации творческого мышления.
4.Развитие творческих способностей.
5. Мудрость, заблуждения и стереотипы мышления
6. Воспитание чести, совести и ответственности
7. Развитие образного мышления.
8. Развитие смекалки.
9.Развитие чувства юмора.
10. Воспитание волевых, лидерских качеств и умения производительно работать.
11. Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить. Для детей от двух лет.
12. Развитие у детей умения выдвигать гипотезы, проверять их опытом, выводить формулы и формулировать законы.
13. Флотские задачи с решениями.
14.Как сдавать экзамены.
15. Интеллектуальные игры и розыгрыши в интеллигентной компании.
16. Школа для молодежи: «Супружество, как точная наука».
17. Развитие качеств будущего ученого.
1))Методическое обеспечение дистанционного обучения по специализации: «ТРИЗ-образование»
(Эти материалы высылаются по Вашему запросу. Автором материалов, особо не отмеченных - «Из Интернет», является Тамберг Ю.Г.)
1. Теория образования
Под образованием мы понимаем: воспитание, обучение и развитие способностей.
1.1. Концепция Новгородской Школы ТРИЗ. 5 стр. Бесплатно.
1.2.Справка о ТРИЗ. 11 стр. Бесплатно.
1.3. Что такое ТРИЗ образование? Интервью с преподавателем и разработчиком ТРИЗ, к.т.н., председателем Новгородской ООО ТРИЗ Юрием Тамбергом. 40 стр. 25 руб.
1.4. Советы директору школы по управлению школой. Бесплатно.
1.5. Сайты и литература по ТРИЗ-образованию. Бесплатно.
1.6. 20 преступлений педагогики. 40 руб.
1.7. Теория диагностики уровня развития способностей. 40 руб.
1.8. 50 законов и закономерностей психологии детей. 50 руб.
1.9. 40 методических приемов обучения ТРИЗ в семье, в детском саду и в школе. 40 руб.
2. Воспитание нравственных качеств
Нравственность выделена нами особо, как самое важное качество любого человека!
2.1. 100 хороших привычек, которые надо воспитывать у детей. 40 руб.
2.2. 250 практических добрых дел для дошколят и школят. 50 руб.
2.3. 200 мудрых советов родителям по воспитанию, обучению, развитию и общению с детьми в семье. 80 руб.
2.4. 60 добродушных и остроумных розыгрышей. 60 руб.
2.5. 140 психологических задач и упражнений, воспитывающих честь, совесть, справедливость и душевную чуткость. Возраст от 6 лет и старше. 80 руб.
2.6 50 способов объективной проверки фактического нравственного поведения дошколят и школят. 40 руб.
2.7. 10 старинных озорных целовальных игр. Бесплатно.
2.8.Воспитание дошколят доброй и умной сказкой. Как создавать сказки. 100 стр. 50 руб.
2.9. Супружество как точная наука или как быть счастливыми в браке. (Как не ошибиться в выборе супруга). 50 руб.
2.10. Как стать настоящим мужчиной. (Воспитание великих мужских качеств и джентльменского отношения к женщине). 50 руб.
2.11. Познай и улучши себя и своего ребенка (Курс самопознания и самосовершенствования). 184 стр. 50 руб.
2.12. Как научиться решать житейские проблемы, задавая мудрые вопросы. (Сократика в жизни. Приведен эффективный нестандартный способ решения жизненных проблем методом контрольных вопросов). 30 стр. 25 руб.
Книги Тамберга издающиеся:
2.13. Игры, шутки, розыгрыши и приколы в интеллигентной компании.160 стр.
2.14. Как научиться говорить комплименты. 136 стр.
2.15. Как развить чувство юмора. 272 стр.
2.16. Как сдавать экзамены. 168 стр.
2.17.Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить; 100 развивающих рисунков-вопросов для малышей: «Найди ошибку художника».
2.18. Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить. Маленькие гении. Приведено очень много практических приемов развития задатков малышей. 156 стр.
3. Развитие качеств творческой личности
3.1. «Как научить ребенка думать». Очень полно изложены основы логического, системного, диалектического, функционального, дотризовского и ТРИЗовского мышления на базе решения сотен задач. Дошкольникам, школьникам, родителям, учителям. 445 стр. 100 руб.
3.2. Развитие интеллекта ребенка. Школьникам, родителям, учителям. 224 cтр. 60 руб
3.3. Развитие творческого мышления ребенка. Школьникам, родителям, учителям. 176 стр, 60 руб.
3.4. Развитие творческого мышления на основе методик ТРИЗ в трех частях:
Часть 1 «Теория ТРИЗ» Более 50 приемов разрешения социальных и технических противоречий. 50 руб.
Часть 2 «Условия 700 творческих задач». 50 руб.
Часть 3 «Контрольные решения 700 задач». 50 руб.
3.5. 400 задач для развития интеллектуальных способностей дошкольников и школьников начальных классов. 150 руб.
3.6. 100 эффективных приемов и упражнений для развития памяти. 50 руб.
3.7. 150 физических, логических и географических творческих задач с ответами для младших школьников. 100 руб.
3.8. 100 задач, игр и упражнений для развития интеллектуальных способностей малышей от 2 до 4 лет. 60 руб.
3.9. 60 народных игр для малышей от 1,5 лет. 60 руб.
3.10. 400 задач на смекалку дошколятам и школятам. 150 руб.
3.11. 100 классических крылатых фраз, без знания которых нельзя себя считать культурным человеком. 40 руб.
3.12. 200 флотских задач с решениями для детей - любителей флота. 50 руб.
3.13. 200 задач и упражнений для развития образного мышления и зрительной памяти. 170 стр. 100 руб.
3.11. 400 задач и упражнений для развития творческого воображения детей. 150 руб.
3.12. Как успешно учиться и сдавать экзамены, используя Интернет. Для школьников и студентов. 123 стр. 25 руб.
3.13.Юмор устами младенца. Задачи-шутки. 25 руб.
3.14. Анекдоты учительские, школьные. 25 руб.
3.15.Йога – терапия. Бесплатно.
3.16.Удивительные палиндромы. Бесплатно.
3.17.Классификация задач по трудности. Бесплатно
4. Воспитание будущего ученого
4.1. 300 опытов для обучения детей умению выдвигать гипотезы и проводить научные исследования. Возраст от 2 лет до 14 лет. 100 руб.
4.2. 70 честных фокусов: физических, математических, лингвистических и психологических для дошколят и школят. 100 руб.
4.3. Обучение арифметике грудничков. Бесплатно.
Материалы из ИНТЕРНЕТ
(Стоимость любого материала из Интернет 25 руб).
1И. Книга «Воспитание чудом». Валентина Березина.
2И. 26 способов выхода из стресса. А. Росс и Г. Павленко.
3И. Искусство общения; «14 правил, помогающих убедить собеседника». Н. Педченко.
4И. Система управления временем по Бенджамину Франклину или сделай себя сам!
5И. Д. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. (Психоанализ).
6И. Новое о девочках и мальчиках с позиций нейропсихологии. 21 стр.
7И. 100 советов умной бабушки двух внуков от 0 до трех лет: «Как развить врожденные способности».
8И.Творческие приемы олимпиадной физики. Задачи олимпиадные с решениями. М.А. Жужжа.
9И. Как управлять своим временем. Н. Педченко.
10И. Свой собственный путь или как получить то, что тебе нужно. Н. Педченко.
11И. Одаренные дети: особенности психического развития. А.И. Савенков.
2))Очные курсы по специализации «ТРИЗ для инженеров»
1. «Классическая» ТРИЗ для инженеров.
2. Законы развития технических систем.
3. Функционально-стоимостной анализ изделий и технологий.
2))Методическое обеспечение дистанционного обучения по специализации «ТРИЗ для инженеров».
(50 руб. любой документ)
1. «Что дает человеку знание ТРИЗ». Бесплатно.
2. Справка о ТРИЗ. Бесплатно.
3. «Программа для очного обучения инженеров классической ТРИЗ». Объем курса 40 часов. Бесплатно.
4. Программа для очного обучения: «Функционально – стоимостной анализ конструкций и технологий». Это классический курс ФСА для инженеров, конструкторов и технологов. Бесплатно.
5. Часть 1 «Теория ТРИЗ» Приведено более 50 приемов разрешения технических и социальных противоречий.
6. Часть 2. «Условия 700 творческих задач».
7. Часть 3. «Контрольные решения 700 творческих задач». Рекомендуется сначала приобрести две первые части, изучить теорию, решить самостоятельно 700 задач, а потом приобрести контрольные решения или выслать свои решения в школу для анализа.
8. «Законы развития технических систем». Дано описание и анализ всех 15 законов.
9. Лекции «Что такое ФСА, функциональное мышление и зачем его вырабатывать». Цель ФСА - выявить недостатки изделий и технологических процессов и их ликвидировать.
10. 300 контрольных вопросов для совершенствования работы фирм.
11. 20 советов управленцу любого уровня.
Материалы из Интернет по специализации: ТРИЗ для инженеров
(Стоимость любого материала из Интернет 25 руб).
1. В. Петров (мастер ТРИЗ, был лично знаком с Альтшуллером). «Историческая справка об Альтшуллере». 20 стр.
2. С. Литвин (мастер ТРИЗ). Справка о ТРИЗ.
3. М. Г. Баркан (президент Международной Ассоциации ТРИЗ). «Краткая история ТРИЗ в США, 1991 – 2005».
4. Несмеянов А. Н.. «Профессиональный ТРИЗ завоевывает мир». (12 стр).
5. Подкатилин А.В. (мастер ТРИЗ). «Проблемы развития ТРИЗ». Автор предлагает свою Технологию Эффективных Решений (ТЭР).
6. Кудрявцев, (мастер ТРИЗ). «Недостатки АРИЗ».
7.Альтшуллер Г.С., «Классические 40 приемов устранения технических противоречий» с пояснениями и примерами. 79 стр.
8.Альтшуллер Г.С. «ТРИЗ-стандарты на решение изобретательских задач». Приведено описание введенных в АРИЗ почти полностью алгоритмированных правил решения некоторых классов изобретательских задач – стандартов. (76 стр).
9.Петров В., (мастер ТРИЗ). «Закон – антизакон».
Развитие систем происходит в противоположных направлениях, следовательно, каждый закон развития систем должен рассматриваться в противоположных направлениях, что и сделал автор. 31 стр.
10.Иванов Г.И. (мастер ТРИЗ). «Закон сквозного прохода энергии через ТС». Нарушения закона сквозного прохода энергии через основные компоненты технической системы - от двигателя (источника энергии) через трансмиссию (преобразователь энергии) к рабочему органу под контролем системы управления являются одними из самых частых причин возникновения противоречий развития технических систем. 11.Иванов Г.И. (мастер ТРИЗ). «Опыт применения оператора РВС, или вам дана одна секунда". Описаны примеры и методика использования оператора РВС - "Размер-Время-Стоимость" для решения изобретательских задач. (9 стр).
12.Иванов Г.И., А.А.Быстрицкий. В.Н.Никитин, А.Г.Мишанин. «Уровни формулирования изобретательских задач и их выбор из производственной ситуации».
Приведены итоги пятилетней работы, посвященной созданию методики постановки изобретательской задачи, вплоть до формулировки физического противоречия, которое зачастую несет в себе готовое решение.
13.Петров В. (мастер ТРИЗ). «Расширенная система 76 стандартов». Стандарты являются механизмами исполнения законов развития систем, поэтому автором разработана система таких законов и некоторые рекомендации по их использованию. Система законов, предложенная автором, имеет три уровня (потребностей, функций и систем) и позволяет решать большинство изобретательских задач и прогнозировать развитие технических систем.
14.Система 75 стандартов для решения изобретательских задач.
15.Викентьев И.Л. Директор консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС". «Шесть учебных задач по ТРИЗ». Приведен анализ этих задач.
16.Жужа М.А «Задачи олимпиадные для старшеклассников с решениями». Показано применение морфологического анализа и ТРИЗ к олимпиадным задачам по физике. Приводятся приёмы создания теоретических задач и 12 приёмов составления экспериментальных задач. Разработано 2 конструктора для синтеза задач по физике. Представлено 34 примера олимпиадных задач и даются подробные решения для 20 творческих, "хитрых" или сложных задач.
17.Цуриков В. М.. «ТРИЗ - изобретающая машина. Обзор»
18.Цуриков В. М. "Изобретающая машина". Современное состояние и реальные перспективы. (26 стр.).
19.Петрушевский Ф. «Некоторые физические законы природы». Приведен интересный анализ 12 широко известных законов.
Приведенные здесь материалы можно назвать «кейсом» для самостоятельного обучения ТРИЗ, после которого для закрепления материала желательно пройти очное обучение, например, в виде решения задач, предложенных самими обучающимися.
3))Методическое обеспечение дистанционного обучения по специализации: «ТРИЗ-бизнес и управление».
1. Что дает человеку знание ТРИЗ? (Бесплатно)
2. Справка о ТРИЗ. (Бесплатно)
11. Любопытная закономерность в бизнесе «20 на 80». (Бесплатно)
3. Книга «Как научить ребенка думать». Изложены основы логического, системного, диалектического, функционального и ТРИЗовского мышления на базе решения сотен задач. Это общий курс, он учит умению хорошо решать творческие задачи любой сложности практически из любой области знаний. На основе этого курса построены все остальные курсы. 445 стр. 100 руб.
4.Развитие творческого мышления на основе методик ТРИЗ в трех частях. Приводится теория, условия 700 задач и их решения. (150 руб)
5.Совершенствование работы фирм Методом контрольных вопросов (300 контрольных вопросов). 50 руб.
6. 20 советов менеджеру любого уровня. 20 руб.
7. 100 приемов и упражнений для развития памяти. 50 руб.
8. Бизнес-сайты консалтинговой компании ТРИЗ-ШАНС. Бесплатно.
9.Бизнес-юмор. 50 руб.
10.Девизы и миссии фирм и людей. 20 руб.
Материалы из Интернет по специализация ТРИЗ бизнес и управление. (Стоимость каждого материала 25 руб).
11. «Как управлять своим временем или сделай себя сам!». Предлагается метод шестиступенчатого планирования своего времени по Бенджамину Франклину. (Педченко Наталия).
12.Как назначить цену. ( А. Левитас).
13.Как женщине сделать карьеру. (Педченко Наталия).
14.Что такое инстинкт победителя. (Марина Морозова - психолог и бизнес-тренер).
15. S-образные кривые в бизнесе (Сибиряков В.Г. мастер ТРИЗ).
16.Дипломная работа: «Проблема продажи результатов творческого труда». (Даниловский Ю.Э.)
17.Приемы управления коллективами.
18. 14 правил, помогающих убедить собеседника.
19. Свобода, успех, лидерство, надсмотрщик. (Гильбо. Наука Лидерства).
20.Зачем вам создавать бизнес? (Александр Левитас).
ПРИЛОЖЕНИЕ
1))Развернутые программы 17 очных курсов по специализации:"ТРИЗ-образование"
1. «Развитие творческого мышления на основе методик ТРИЗ».
Курс предназначен для всех желающих изучить ТРИЗ и тем существенно улучшить свои интеллектуальные способности, а также для родителей детей от 4 лет, учителей начальных, средних и старших классов и гувернеров.
1) Теоретическая часть: Способы решения творческих задач на основе ТРИЗ. 70 приемов разрешения противоречий. Закон повышения степени идеальности систем. Идеальное конечное решение задач. Поиск ресурса для решения задач. Выбор сильного решения. Универсальный алгоритм решения творческих задач. Разбор решений иллюстративных творческих задач. Вепольный анализ. Методы диагностики уровня развития мышления силами самого слушателя.
2) Практическая часть: Решение и подробный анализ более 700 тренировочных задач: по теории ТРИЗ, социальных, житейских, педагогических, технических, экономических, экологических, биологических. В зависимости от аудитории это задачи для дошкольников, школьников или взрослых людей. Объем 40 часов.
2. «Классические виды мышления»
1)Развитие логического мышления.
Законы формальной логики, их применение в жизни. Способы решения логических задач. Решение 200 задач.
2)Развитие диалектического мышления.
Законы диалектики и их использование в жизни. Решение 200 задач.
3)Развитие системного мышления.
Понятие системы. Законы развития систем. Системный эффект. Системный оператор, 9-экранная схема гениального мышления. Решение задач.
4)Развитие функционального мышления.
Развитие умения сравнивать, классифицировать, давать определения. Решение задач.
5)Развитие синергетического мышления.
Объем курса 16 часов.
3. «Врожденные методы мышления и методы активизации творческого мышления».
Мозговой штурм. Морфологически анализ. Метод контрольных вопросов. Метод фокальных объектов. Эвристики. Метод экспертных оценок. Мышление по аналогии. Мышление по ассоциации. Диагностика умения свободно генерировать идеи. Решение 400 задач. Объем курса 12 часов.
4.Развитие творческих способностей чтобы быть успешным в жизни
Возраст: от 2 лет...
Цель курса: развить положительные способности, необходимые для того, чтобы быть счастливым и успешным в жизни человеком, это: память, внимание, воображение, смекалка, волевые качества, (исполнительность, настойчивость, решительность, упорство, смелость), трудолюбие, аккуратность, умение ставить цели и их выполнять, умение планировать и продуктивно работать, чувство меры, чувство прекрасного, чувство юмора, самостоятельность, умение предотвращать и разрешать конфликты, вести дискуссии, знать правила тренировок, уметь общаться, понимать другого человека, быть хозяином своих знаний... Второй частью курса является диагностика уровня развития упомянутых качеств и ответ на вопрос: что делать, если уровень оказался низким. Объем курса 40 - 80 час.
5. Мудрость, заблуждения и стереотипы мышления
Считается, что мудрость – это прерогатива пожилых, умудренных опытом людей, но это не совсем так. Мудрость не имеет ни возраста, ни пола, ни ограничений в области применения, ни границ своего выражения. Мудрости можно обучиться. Этот курс является логичным продолжением курса «Развитие творческого мышления на основе ТРИЗ». Если курс ТРИЗ учит умению решать творческие задачи любой сложности, то настоящий курс учит умению не допустить появления проблем и задач. Это и называется мудростью. Мудрость, наравне с нравственностью, - самое высокоценимое людьми качество, но наши школы этому не учат. Существенным в курсе является прогнозирование и предсказание дальнейшего течения процессов и их окончания, – это непременный атрибут мудрости.
Краткое содержание курса:
Мудрые о мудрости. О цели жизни. Критерии мудрости. Тренинг мудрости: вопросы философские, социальные, психологические, педагогические, экологические, религиозные... Толкование спорных утверждений. Заблуждения в оценках людей, себя любимого, в воспитании, в бизнесе…. Стереотипы мышления. Инерция мышления. Приемы и операторы снятия инерции, стереотипов мышления и заблуждений. Прогнозирование. Решение 200 задач. Объем курса 16 часов.
6. Воспитание чести, совести и ответственности
Курс предназначен для родителей, учителей начальных, средних и старших классов, для воспитателей детских садов, руководителей учреждений основного и дополнительного образования, для заместителей директора по воспитательной работе и всем, озабоченным проблемой бездуховности людей.
Программа состоит из трех разделов:
Теория этики. Практика, способы воспитания: убеждением, личным примером, запретом, наказанием, похвалой, добрыми делами, доверием, стыдом…).
Диагностика результатов воспитания. Возраст от 4 лет и далее без ограничения. Объем курса: 16 часов.
7. «Развитие образного мышления»
Считается, что сознание «думает» словами и понятиями, а подсознание образами и чувствами, поэтому и обращаться к подсознанию надо тоже образами и чувствами. Люди, обладающие ярким образным мышлением, обладают яркой, живой, образной речью и хорошим воображением. В курсе приводится богатый тренировочный материал: плоскостные и пространственные задачи, сечения, проекции, развертки, сложные движения, траектории, вращение и сложение линий и фигур… Тесты для диагностики уровня развития образного мышления. Объем курса 12 часов.
8. «Развитие смекалки»
Развитие смекалки можно назвать развитием догадки, сообразительности, сметливости и даже интуиции, ибо развивается быстрота и нестандартность мышления, уход от стереотипов и от зашоренности. Задачи на смекалку часто даются в такой форме, что создается полное убеждение, что они не имеют решения. Вот пример: «Как вытащить монету, упавшую в чашку с кофе и при этом не замочить пальцы? Пользоваться ложкой нельзя». Создается впечатление, что задача не имеет решения. А все просто, – в чашке был порошок растворимого кофе, а воды не было. Для выработки смекалки предлагаются старинные классические задачи на смекалку, софизмы, розыгрыши… всего более 200 задач. Вот примеры задач:
Как может брошенное яйцо пролететь 5 метров и не разбиться? (Яйцо бросили на 6 метров). С борта океанского корабля спущен трап до воды. Начался прилив, метр в час. Сколько метров трапа будет затоплено через 3 часа? (Трап поднимается вместе с кораблем). Как спрыгнуть с 20 метровой лестницы и не разбиться? (Надо спрыгнуть с первой ступеньки). Объем курса 12 часов
9.Развитие чувства юмора
Юмор украшает жизнь, дает жизнь годам, а годам дает жизнь.
Программа:
1.Основные определения комического.
2.Зачем нам нужен смех, юмор и шутки?
3.Законы смеха и юмора в примерах.
4.Качества остроумного человека
5.Как понять, понимает человек юмор или нет?
6.Приемы остроумия.
7.Как запоминать анекдоты?
8. Развитие чувства юмора у детей:
9. Упражнения для развития чувства юмора и умения шутить
10.Примеры отменных анекдотов, шуток, юмора, розыгрышей. Задачи по юмору. Объем курса 12 часов.
10. «Воспитание волевых, лидерских качеств и умения производительно работать».
Говорят, что история Мира это биографии великих людей - лидеров. Лидерские качества нужны, чтобы самовыразиться и чтобы как можно больше принести добра людям. Проводится много упражнений для развития воли, смелости, решимости, самостоятельности, умения доводить дела до конца. разумно рисковать, умение приобрести власть над людьми, Проводится диагностика волевых качеств. Приводятся основы кратологии (наука о власти) и праксеологии (наука о деятельности). Объем курса 12 часов.
11. Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить. Для детей от двух лет
Законы и закономерности детской психологии. Сенситивные периоды развития ребенка. Правила развития, обучения и воспитания малышей. Воспитание волевых качеств. Наказания и запрещения для малышей. Что нужно сделать, чтобы не выработались плохие привычки. Воспитание доброй и умной сказкой. Сто советов родителям. Ошибки родителей. Игры развивающие мышление. Физические опыты для малышей от 2 лет. Объем курса 12 часов.
12. Развитие у детей умения выдвигать гипотезы, проверять их опытом, выводить формулы и формулировать законы.
Возраст детей от 4 лет до 14. Известно, что теоретический материал, не подкрепленный умением использовать знания в практике решения задач, не может считаться усвоенным. Поэтому решается более 300 занимательных, физических, химических и биологических задач и опытов, решение которых может провести сам ребенок, то есть получить знания из самостоятельного эксперимента.
Любое утверждение или закон могут быть признаны истинными, если они подтверждены опытом. Вот почему надо научить ребенка проводить доказательные опыты. Известны случаи, когда ранние исследования определили направленность всей жизни человека.
Для проведения предлагаемых опытных работ не потребуется никакой специальной аппаратуры, достаточно того, что «есть под руками».
Вот примеры некоторых детских исследований. 1)Налейте в миску воды, бросьте пробку и накройте ее стаканом. Что будет, почему? 2)Можно ли надуть воздушный шарик, если его вложить внутрь бутылки и дуть? 3)Положите лист бумаги на две опоры. Может ли лист бумаги выдержать стакан с водой? 4) Как создать такие условия, чтобы первоначально уравновешенные чашечные весы самопроизвольно вышли из равновесия. Объем курса 12 часов.
13. Флотские задачи с решениями
Этот познавательный курс предназначен для школ юных моряков и всем, кто любит море. В курсе приведено 200 задач на флотскую тематику и флотскую смекалку. Приводятся интересные и поучительные сведения об истории флота, о знаменитых корабелах, о знаменитых кораблях, о причинах катастроф на море и тайнах гибели кораблей. Приводятся приемы флотского воспитания. Флотский юмор. Советы бывалых моряков.
Примеры задач: Почему на косых парусах можно идти против ветра? Если полярная звезда справа по борту, куда идет ваш корабль? Почему корабли со стапеля спускают кормой вперед? Почему используют якорные цепи, а не тросы? Ночь, с мостика корабля вы видите прямо по ходу красный ходовой огонь. В каком направлении идет ваш корабль, ваши действия? Объем курса 10 часов.
14. Как сдавать экзамены
Курс предназначен для школьников и их родителей, для абитуриентов, студентов и всех, кто хочет научиться учиться, производительно работать и успешно сдавать экзамены. Экзамен – это проверка не только знаний, умений и навыков, но и способностей, волевых качеств, трудолюбия и умения демонстрировать свои знания Чтобы хорошо сдать экзамен надо уметь решать задачи, грамотно писать, иметь сильную управляемую память, внимание и, наверно, главное, уметь производительно целеустремленно работать и уметь готовиться к экзаменам. Приводятся советы ученикам и родителям по приготовлению уроков и надежнейшие способы получения пятерок на уроках и экзаменах. Курс поможет вам бороться с ленью, Рассматриваются “острые” студенческие ситуации: надо идти на экзамен, а вы не готовы; делать шпаргалки или не делать; подсказывать или не подсказывать; что делать, если вам хотят ставить двойку, что делать, если вы не сдали экзамен? Прослушавшие этот курс с большей уверенностью и успехом будут сдавать экзамены в школе и в вузе. Объем курса 8 часов.
15. Интеллектуальные игры в интеллигентной компании
Этот необычный курс предназначен для людей, желающих сделать свой досуг интересным и полноценным, а дом гостеприимным и оригинальным, запоминающимся приятным и высоким интеллектуальным общением, без тени примитивной пошлости.
Приводится более 200 развлекательных, занимательных, оригинальных, неожиданных игр, задач, остроумных розыгрышей и подвижных игр. Игры могут проводиться за столом, в пути, на отдыхе - в любое время, когда захотелось интеллектуально пообщаться, повеселиться, поупражняться в остроумии, в смекалке или просто весело подурачиться или поднять настроение. Приведенные игры очень хорошо развивают умение общаться, мышление, изобретательность, воображение, инициативу, память, умение выражать свои мысли, не говоря уже о коммуникативной функции. Кроме того, приведенные игры снимают стресс, зашоренность мышления и закомплексованность. Приводятся фокусы за столом, смешные задачи, софизмы, казусы, конкурсы вралей и фантазеров, отменные анекдоты и другая интеллектуальная экзотика...Прослушав курс и получив сборник интеллектуальных игр, вам легко будет сделать вечеринку веселой и сдружить гостей. Объем курса 12 часов.
16. Школа для молодежи Супружество, как точная наука
Курс предназначен для желающих вступить в брак, создать счастливую крепкую семью, построенную на любви, взаимопонимании и взаимопомощи и не ошибиться при этом. В школах не учат самому главному - как быть счастливым в семейной жизни, как любить, как воспитывать детей, как развивать их интеллект и способности, поэтому молодожены имеют весьма смутное представление о том, как «вести семью», о сексуальных проблемах, о причинах разводов, поэтому и курс построен как справочник по супружеской жизни. Приводятся практические советы, интересные философские размышления о сущности счастья, любви и супружеской жизни, о важности сексуальных отношений и зачатия, а также юмор о супружеской жизни. Молодожены совершенно не понимают, что семейное счастье - это совместный непрерывный труд, часто тяжелый, это умение подчинять свои интересы интересам семьи и любимых людей. Многие этого так никогда и не постигнут, если их этому не научить своевременно. На занятиях будет рассказано, как выбрать супруга, как определить совместимость, как готовиться к зачатию, как добиться счастья...
Согласитесь, ведь это удивительно, - чтобы водить автомобиль надо учиться и сдавать экзамен, а чтобы «вести» семью и родить ребенка (дела более ответственные), никаких проверочных экзаменов сдавать не надо! Поэтому в курсе предусмотрены и экзамены (задачник) для самоопределения готовности к браку и готовности иметь детей. Молодоженам на занятия рекомендуется приходить вместе.
Содержание курса:
Знакомство. Ухаживание. Как создать крепкую семью? Выбор супруга. Как оказывать внимание женщине. Развитие умения говорить комплименты Определение готовности к семейной жизни. Люблю ли я этого человека? Обряды сватовства, помолвки и обручения. Свадьба. Определение готовности супругов иметь ребенка. Решение психологических проблем в семье. Организация досуга в семье. Семейная экономика. Семейные традиции. Духовная и психологическая подготовка будущих родителей к появлению ребенка. Серьезный разговор влюбленных о своих будущих детях. Что надо сделать, чтобы ребенок был желанным? Ответственность за своих будущих детей. Планирование семьи. Как любить и понимать ребенка. Разрешение конфликтов с детьми. Проблемы одного ребенка в семье. Объем курса 20 часов.
17. Развитие качеств будущего ученого.
Детям предлагают самостоятельно проводить опыты и исследования. Научные исследования – процесс выработки новых знаний - имеет два уровня эмпирический и теоретический. До опыта детям предлагают ответить на вопрос: «Что получится?». А после опыта проводят осмысление полученного: почему получилось именно так, на основании какого закона и делается попытка вывести формулу и сформулировать условия, при которых закон справедлив. Исследования могут занимать несколько занятий. Чтобы поддерживать интерес предлагается выполнять увлекательные фокусы: психологические, физические, математические, лингвистические…
2) Программы трех очных курсов по специализации: «ТРИЗ для инженеров»
1. «Классическая» ТРИЗ
Это курс классической Альтшуллеровской ТРИЗ для инженеров, желающих развить у себя сильное творческое мышление, стать творческой личностью и изобретать «по науке».
1.Методы активизации творческого мышления:
Метод Проб и Ошибок, Мозговой штурм, Морфологический Анализ, Метод фокальных объектов, Метод контрольных вопросов, Синектика, Решение задач по аналогии, Решение задач по ассоциациям, Эмпатия, Компромиссные решения...
2. Методы преодоления стереотипов мышления и инерции мышления.
3. Развитие творческого воображения (РТВ).
4. Диалектический подход, системный анализ, функциональный подход, начала синергетического мышления.
5. Понятия о Техническом Противоречии и Идеальном Конечном Решении (ИКР).
6. Ресурсный анализ.
7. Приёмы для разрешения противоречий в задачах. (40 приемов).
8. Стандарты на решение технических задач.
9. Вепольный анализ.
10.Использование физических, геометрических и биологических эффектов для решения изобретательских задач.
11.Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).
13.Оценка силы решений.
14. Основы Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ) и Жизненной стратегии творческой личности.
15.Практикум по решению 400 изобретательских задач.
16. Введение в теорию управления.
17.Решение задач, предложенных слушателями. Объём курса: 20 - 40 час.
2. Законы развития технических систем (ЗРТС).
Существуют объективные законы развития техники, их должен знать каждый инженер, конструктор, создающий новую технику, каждый руководитель производства и ценовой политики, чтобы определить перспективность и срок жизни изделия. Если изделие соответствует законам развития, – оно долго будет жить, если не соответствует, – скоро придется снимать с производства.
1.Закон повышения степени идеальности технических систем (ТС).
2.Закон поэтапного развития ТС.
3.Закон динамизации ТС.
4.Закон перехода рабочих органов ТС с макроуровня на микроуровень.
5.Закон неравномерного развития частей ТС.
6.Закон согласования ритмики частей ТС.
7.Закон полноты частей ТС.
8.Закон вытеснения человека из ТС.
9.Закон опережающего развития рабочего органа.
10.Закон перехода от моно- к би-, поли- и опять к моносистеме.
11.Закон корреляции параметров однородного ряда ТС.
12.Закон свертывания-развертывания ТС.
13.Закон повышения степени вепольности. (Степени организации структуры).
14.Закон смены поколений техники.
15.Закон перехода ТС в надсистему.
Каждый закон иллюстрируется примерами. Объем курса 8 часов.
3. Функционально-стоимостной анализ изделий и технологий
Это классический курс ФСА для инженеров, конструкторов и технологов. Цель ФСА - выявить недостатки изделий и процессов и их ликвидировать и создать продукцию выше мирового уровня.
1. Основные определения, цели и принципы ФСА и ТРИЗ.
2. Выбор объектов ФСА.
3. Маркетинговый анализ.
4. Минимаксный анализ.
5. Методика экспертных оценок.
6. Системный анализ.
7. Структурный анализ. Моделирование.
8. Матрица взаимосвязей.
9. Функциональный анализ технических систем и технологий. Матрица функций. Ранжирование функций. Оценка качества выполнения функций.
10.Экономический анализ.
11.Стоимостной анализ функций!
12.Определение функционально-необходимых затрат (минимально возможных).
13.Ресурсный анализ качества выполнения функций.
14. Законы развития технических систем и анализ объекта на соответствие этим законам.
15.Генетический анализ.
16.Свертывание – процесс функционально-идеального моделирования.
17.Параметрический анализ.
18.Надсистемный анализ.
19.Идеально - функциональное моделирование.
20.Диверсионный анализ.
21.Выявление сверхэффектов и нежелательных явлений.
22.Сводная диагностическая таблица.
23.Прогнозирование дальнейшего развития объекта.
24.Практическая работа слушателей. Консультации.
Объем курса 12 часов.
Реквизиты для платежных поручений:
Для зачисления на счет получателя Тамберга Юрия Гергардовича.
Новгородское ОСБ № 8629: Филиал № 8629/01429 г. Великий Новгород.
Банк получателя : Новгородское отделение № 8629. г. Великий Новгород.
Счет получателя: 42306810843013310930/34 (Это номер моей сберкнижки).
Корсчет: 30101810100000000698
БИК 044959698
ИНН 7707083893
р/счет 47422810243029990001
Можно выслать деньги и по почте: 173023, Великий Новгород, ул. Зелинского 22, корпус 1, кв. 7.
Руководитель школы: Тамберг Юрий Гергардович, Председатель Новгородской Областной Общественной Организации ТРИЗ. к.т.н., с.н.с. Адрес: Великий Новгород, 173023, улица Зелинского, дом 22, корпус 1, кв. 7. Телефон домашний (8162) 62-02-61. Эл почта: tamberg@novgorod.net Адрес сайта ТРИЗ-интернет-школы в Новгороде: www.triz.natm.ru