Новости
Коалиция общественных организаций родителей детей с расстройствами аутистического спектра ведет сбор подписей под коллективным обращением
АКЦИЯ ПО СБОРУ ПОДПИСЕЙ ПОД КОЛЛЕКТИВНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ К ПЕРВЫМ ЛИЦАМ ГОСУДАРСТВА И ОМБУДСМЕНАМ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Коалиция общественных организаций родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), объединяющая представителей всех восьми федеральных округов Российской Федерации, в ноябре 2011 года развернула акцию по сбору подписей под обращением к Президенту России, Председателю Правительства, а также к Уполномоченным по правам ребенка и человека в Российской Федерации.
Цель акции – привлечение внимания руководства страны и общественности к нуждам родителей – законных представителей детей с расстройствами аутистического спектра, а также специалистов, занятых диагностикой, абилитацией, обучением и реабилитацией детей и взрослых с РАС.
Сообщество родителей детей с РАС и специалистов, стремится донести до Российского общества крайнюю обеспокоенность тем, что на общем фоне процессов, направленных на улучшение качества образования и условий жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, положение детей, подростков и взрослых с РАС не улучшается. Родители постоянно сталкиваются с отсутствием системы квалифицированной помощи, реабилитационных и образовательных услуг, соответствующих специфике расстройств детей с РАС. В результате конституционные права не менее 250-300 тысяч российских граждан в возрасте до 18 лет с РАС на образование, абилитацию и реабилитацию нарушаются. У взрослых россиян с РАС нет права даже на адекватный диагноз, поскольку из-за несовершенства действующих нормативных медицинских документов после 18 лет диагнозы «детский аутизм» и другие из РАС пересматриваются, что негативно сказывается на качестве специализированной помощи.
К пресс-релизу прилагается «Итоговый документ Международной конференции по проблемам развития помощи детям и взрослым с РАС в России (Самара, 1-3.11.2011)», в котором содержатся анализ проблем специализированной помощи лицам с РАС в России и конкретные предложения по решению этих проблем. «Итоговый документ...» следует рассматривать как основу соответствующего социального заказа.
06.12.2011г. обращение Коалиции с Итоговым документом Самарской конференции, содержащее 1063 подлинные подписи специалистов и родителей детей с РАС из 20 регионов России на 111 листах, передано Президенту России, Председателю Правительства, а также к Уполномоченному по правам человека и Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации.
Общественные организации, входящие в Коалицию в защиту прав детей и взрослых с аутизмом, выражают готовность к конструктивному сотрудничеству со всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Сбор подписей под обращением продолжится на сайте Коалиции WWW.AUTISMINRUSSIA.RU до 2 апреля 2012 года – Всемирного дня распространения информации об аутизме, учрежденного Организацией Объединенных Наций (ООН).
КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ Коалиции общественных организаций родителей детей с расстройствами аутистического спектра
Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.
Уполномоченному по правам человека в РФ Лукину В.П.
Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка Астахову П.А.
ОБРАЩЕНИЕ
Мы, родители детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и специалисты, работающие с такими детьми, крайне обеспокоены тем, что на общем фоне процессов, направленных на улучшение качества образования и условий жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, положение детей, подростков и взрослых с РАС не улучшается.
Мы постоянно сталкиваемся с отсутствием системы квалифицированной помощи, реабилитационных и образовательных услуг, соответствующих специфике расстройств наших детей. По оценкам специалистов, в России только в возрасте до 18 лет не менее 250-300 тысяч граждан с РАС. Мы убеждены, что восстановление их конституционных прав на соответствующее их особенностям образование, абилитацию и реабилитацию, на достойное качество жизни является задачей первостепенной важности, решение которой может предотвратить всё более и более вероятные моменты социальной напряженности.
К настоящему письму прилагается Итоговый документ Международной конференции по проблемам развития помощи детям и взрослым с РАС в России (Самара, 1-3.11.2011), который содержит конкретные предложения по решению этой проблемы, и который мы просим рассматривать как основу соответствующего социального заказа.
Не вызывает сомнений, что у Российского государства есть достаточно ресурсов, моральной силы и политической воли, чтобы не оставлять сотни тысяч своих граждан с РАС социально незащищёнными и обездоленными.
Общественные организации, входящие в Коалицию в защиту прав детей и взрослых с аутизмом, готовы к конструктивному сотрудничеству.
Просим вас дать письменный ответ по адресу: Коалиция в защиту детей и взрослых с аутизмом, 443045, г . Самара, ул. Авроры, д.201, к. 102.
На пленарном заседании и в ходе работы секций с разных точек зрения рассмотрены следующие вопросы:
• соблюдение прав детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации;
• основные проблемы, препятствующие созданию и развитию системы помощи лицам с РАС в России, включая проблемы диагностики РАС, воспитания и обучения аутичных детей, профессионализации и трудоустройства молодых взрослых с аутизмом.
- Попытки сделать образование для детей с аутизмом исключительно инклюзивным не имеют под собой достаточного научного обоснования и нарушают права детей с аутизмом. Более 80% родителей детей с аутизмом считают отсутствие специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом главной проблемой, мешающей получению ими образования.
- Без соответствующего законодательного обеспечения нет возможности издать приказы по министерству, распоряжения, инструктивные письма и другие документы, обязывающие органы образования на местах оказывать специализированную помощь детям с аутизмом, и регламентирующие параметры этой помощи. Использование нормативов, существующих для других отклонений в развитии, неэффективно, незаконно, и нередко может негативно сказаться на развитии и состоянии здоровья ребенка с аутизмом.
3. Отсутствие законодательного обеспечения делает не возможной государственную аккредитацию образовательных учреждений, занимающихся воспитанием и обучением детей с аутизмом, и этот процесс вынужденно находится вне правового поля. Государство фактически отказывает детям с аутизмом в специализированной психолого-педагогической помощи.
4. Люди с тяжелыми нарушениями развития, включая подавляющее большинство лиц с РАС, нуждаются в специально организованном сопровождении. Вопрос медицинского, социального, психолого-педагогического и юридического сопровождения такого человека встает чаще всего с момента рождения и сохраняет свою значимость до его смерти. В целях профилактики социального сиротства и сохранения семьи, сопровождение требуется не только ребенку, но и всей семье, в которой он воспитывается. В нашей стране социальное обслуживание инвалидов не предусматривает их сопровождения, и законодательное регулирование предоставления услуг сопровождения людям с тяжелыми нарушениями развития отсутствует, в то время как во многих странах услуги подобного рода государство предоставляет.
5. Факультеты коррекционной педагогики (дефектологии) и специальной психологии не готовят специалистов по коррекции аутизма, знакомство студентов с проблемой ограничивается небольшим теоретическим спецкурсом, который читают далеко не везде и не всегда на приемлемом уровне. Практически ориентированные курсы, обеспеченные опытными, квалифицированными кадрами, единичны.
8.Развитие помощи детям с аутизмом в негосударственных образовательных учреждениях и благотворительных организациях осуществляется, но в очень трудных условиях. Помимо почти непреодолимых сложностей легализации процесса обучения и воспитания детей с аутизмом, возникает резкое неравенство условий, в которые поставлены государственные и негосударственные образовательные учреждения Федеральным Законом № 122 от 22.08.2004 г. Таким образом, государство не оказывает адекватной помощи детям с аутизмом, и фактически препятствует делать это негосударственным структурам. Рынок социальных услуг неразвит, государственные учреждения и НКО поставлены в совершенно неравные условия.
6. Для благотворительных организаций оказывать детям с аутизмом коррекционную помощь на современном уровне является сложным и по финансовым соображениям: из-за большой доли индивидуальной работы коррекция аутизма более затратна, чем другие направления специального образования, система же налогообложения для благотворительных организаций весьма сурова, а для благотворителей невыгодна.
7. Ссылки на финансовые проблемы, то есть на высокую стоимость помощи лицам с аутизмом, как на непреодолимое препятствие развития системы помощи этим детям, несостоятельны: отсутствие достаточных инвестиций в раннюю диагностику и раннее вмешательство приводит к многократно большим невозвращаемым расходам в дальнейшем. По опыту США, обеспечение своевременной диагностики и адекватной коррекции позволяет в каждом отдельном случае экономить в зрелом возрасте сотни тысяч долларов.
9. Включение детей с РАС в общий образовательный процесс (инклюзия) не подготовлено и осуществляется, как правило, формально: всё сводится к помещению аутичного ребенка в общеобразовательный класс или коррекционный класс. Без специальной подготовки аутичного ребенка и всех участников учебного процесса, без сопровождения в условиях интегрированного обучения такой подход создает серьезные трудности как для самого ребенка с РАС, который еще не готов к обучению в группе сверстников, так для его учителей, одноклассников и родителей.
Без решения проблем первой и второй группы не возможно создание и развитие в России системы помощи лицам с РАС. В связи с этим участники конференции считают необходимым:
1. Создание соответствующей законодательной и нормативной базы, в том числе:
• внесение в проект закона «Об образовании в Российской Федерации» перечня видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, включающий «расстройства аутистического спектра» как отдельный вид;
2. Разработку на основе современных научных данных и с учетом лучших достижений отечественного и зарубежного опыта концепции комплексной специализированной помощи людям с аутизмом и семьям, воспитывающим таких детей, и определение конкретных путей ее воплощения в жизнь;
3. Уделение особого внимания вопросам ранней диагностики РАС и раннего комплексного вмешательства как важнейшего фактора эффективности абилитационного процесса;
4. Получение достоверных статистических данных о частоте встречаемости РАС;
5. Обеспечение в системе высшего педагогического образования, включая учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, специализированной подготовки (переподготовки) коррекционных педагогов, клинических психологов, компетентных в вопросах оказания помощи лицам с РАС и семьям, воспитывающим таких детей, а также в вопросах интегрированного образования;
6. В системе высшего медицинского образования, включая учреждения поствузовского образования врачей, в рамках специализации по детской психиатрии необходимо ввести спецкурс по расстройствам аутистического спектра, расширить объём сведений об аутизме в программах повышения квалификации педиатров и в курсе психиатрии для студентов педиатрических факультетов;
7. Создание региональных центров комплексной помощи детям с РАС (основные принципы организации таких центров заложены в «Методических рекомендациях по организации центров помощи детям с синдромом раннего детского аутизма», которые были закреплены как дополнение от 23.12.2002 г. к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. №867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»);
8. Создание системы помощи родителям детей с РАС с учётом результатов НИР, проведенных по Государственным контрактам №П272 от 29.06.2007 г. и №П203 от 09.06.2008 г. Федеральным агенством по образованию в рамках Федеральной программы «Дети России»;
9. Активное распространение через центральные СМИ, Интернет, ведомственные и другие каналы в соответствии с рекомендациями Генассамблеи ООН научно обоснованной информации об аутизме с целью представления реальной значимости этой проблемы для общества и государства и формирования толерантного и доброжелательного отношения к людям с РАС;
10. Создание рабочей группы, включающей представителей министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства финансов, Министерства экономического развития, депутатов Государственной Думы РФ, членов Совета Федерации и Общественной палаты, профильных общественных организаций, Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, Аппарата уполномоченного по правам ребёнка в РФ для проведения дальнейшей работы над решением обозначенных задач.