Реклама

Конференции, семинары

Рекомендации парламентских слушаний "О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект"


РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект"
( приняты за основу решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 24.06.2008 г. пр. № 3.6.-12/16)

О р г а н и з а т о р ы
парламентских слушаний:
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
Комитет Государственной Думы по культуре
Комитет Государственной Думы по делам молодежи
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике
Общественный Совет Центрального Федерального округа


Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, председателя Общественного Совета Центрального федерального округа Е.Л.Юрьева "О Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности" (далее – Концепции), участники парламентских слушаний - депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, представители Общественного Совета Центрального федерального округа, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации , Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представители органов государственной власти 32 субъектов Российской Федерации, а также представители Российского книжного союза, Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Национальной ассоциации игрушечников России, Российской ассоциации школьных библиотекарей, ученые МГУ им. М.В.Ломоносова, Института государства и права РАН, Института развития дошкольного образования РАО, Академии управления МВД Российской Федерации, НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российского НИИ интеллектуальной собственности, Академии сферы социальных отношений, Столичной финансово-гуманитарной академии, Санкт-Петербургского государственного университета, Уральской государственной юридической академии и другие, одобрили основные положения представленного проекта Концепции и отметили следующее.
В настоящее время ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества, характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций в сфере духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, увеличением масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде несовершеннолетних, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России.
Следует признать, что в силу ряда причин в последние годы в государственных и муниципальных школах осуществление функции воспитания детей не являлось для системы образования приоритетным направлением, при модернизации системы образования эта жизненно важная функция оказалась не обеспеченной должным образом.
Участники парламентских слушаний констатировали, что усилия федеральных органов власти в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в настоящее время крайне недостаточны и разобщены. Принятые в этой сфере документы (программы, планы и т.д.), как правило, отражают узковедомственный подход, при их разработке, утверждении и реализации участие институтов гражданского общества во многих случаях не обеспечивается.
Одной из основных причин неэффективного осуществления государственными и общественными институтами функций по духовно-нравственному воспитанию детей является отсутствие единой последовательной системной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в Российской Федерации, которая основывалась бы на четко сформулированной концепции государственной политики в этой сфере, закрепляла бы систему соответствующих целей, приоритетных направлений и основных государственных мер. Указанный документ должен отражать системный подход к решению проблем формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации, исходить из необходимости обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей и национально-культурной идентичности народов России.
Существенным фактором, усугубляющим негативные процессы в области формирования нравственности подрастающего поколения и социализации молодежи является также ряд нерешенных проблем в сфере формирования и реализации государственной информационной политики, вследствие чего на общедоступных каналах телевещания в доступное для детей время в значительных объемах присутствует продукция, не способствующая их нравственному воспитанию, а объемы информационной продукции для детей крайне малы.
Задача обеспечения поступательного развития российского общества и государства, основывающегося на собственных национальных интересах и сохраняющего свою национально-культурную идентичность, выдвигает в число приоритетных вопросов деятельности государства формирование и осуществление эффективной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре.
Сегодня насущной потребностью российского общества является принятие системы эффективных государственных мер по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности.
Особое внимание следует уделить исправлению существенных пробелов и других недостатков действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию, включая вопросы правового регулирования книгоиздания и периодических печатных изданий для детей; распространения информации в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет; организации детской игровой среды, детского досуга и осуществления контроля за проведением несовершеннолетними свободного времени, а также противодействия сексуальной эксплуатации и развращению детей, сексуальному насилию над ними, борьбы с употреблением детьми наркотических средств, алкогольных напитков, пива и табачных изделий.
Участники парламентских слушаний отмечают, что непринятие действенных мер программно-целевого характера в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей и молодежи может повлечь необратимые негативные последствия для развития России как демократического, правового, социального государства, духовно-нравственного и социально-экономического благополучия российского общества в целом.
Поддерживая представленный проект Концепции и изложенную в нем систему целей, приоритетных направлений и основных государственных мер, направленных на обеспечение духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации, руководствуясь целями обеспечения общественной солидарности и эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в решении задач обеспечения духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности, системности и комплексности правового регулирования в указанной области, участники парламентских слушаний:
ОБРАЩАЮТСЯ к Президенту Российской Федерации с предложением:
1.1.рассмотреть проект Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации осуществить процедуру его согласования с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации,
1.2. рассмотреть вопрос о ратификации Факультативного протокола № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г .
РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. при разработке и принятии проектов федеральных законов, затрагивающих права и законные интересы граждан, исходить из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства (принципа государственного протекционизма в интересах детей), закрепленного в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве.
1. 2. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, совместно с Комитетом Государственной Думы по культуре, Комитетом Государственной Думы по делам молодежи и при участии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественного Совета Центрального федерального округа:
1.2.1. доработать пакет проектов федеральных законов с учетом предложений и замечаний, высказанных участниками парламентских слушаний, и подготовить его к внесению в Государственную Думу, включая:
1) проект федерального закона «О нравственном и патриотическом воспитании и гарантиях прав детей в информационной сфере» ;
2) проект федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию» ;
3) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона “О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию”;
4) проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях повышения эффективного осуществления образовательными учреждениями функций воспитания несовершеннолетних"
5) проект федерального закона «О детской игровой продукции»;
6) проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы в целях упорядочения пребывания детей в общественных местах»;
7) проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование, дополнительное образование, на оздоровление и отдых»;
8) проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части установлений федеральных образовательных стандартов применительно к изучению православной культуры);
9) проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и в Федеральный закон
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в части профилактики экстремистских и иных социально негативных объединений несовершеннолетних);
10) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения эффективности системы полоролевого воспитания и профилактики ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, среди детей и молодежи»;
11) проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией);
12) проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 228 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ);
13) проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 228 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» в целях усиления уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ»;
14) проект федерального закона «О профилактике потребления психоактивных веществ детьми и молодежью» ;
15) проект федерального закона «О наркологической помощи и о социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями»;
16) проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях усиления борьбы с преступлениями, посягающими на половую неприкосновенность детей);
17) проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции);
1.2.2. подготовить и включить в указанный пакет законопроектов проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за эксплуатацию детской проституции».
1.3. Комитету Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связям, Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом Государственной Думы по охране здоровья ускорить работу над проектом федерального закона № 48655-5 "О внесении изменений в статьи 24 и 38 Федерального закона "О рекламе" ( в части рекламы медицинских услуг).
2. Правительству Российской Федерации принять меры по стимулированию создания и поддержке саморегулируемых организаций в сфере СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, а также общественных объединений родительской общественности, объединений потребителей продукции СМИ, образовательных и телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции общественного контроля за соблюдением законодательства об основных гарантиях прав ребенка, о средствах массовой информации, средствах массовых коммуникаций и рекламе.
3. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и внедрить специальные образовательные и просветительские программы, содержащие информацию об информационных угрозах, правилах безопасного пользовании детей Интернетом, средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенные для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга, предусмотрев при этом создание информационной продукции (телепередач, сайта в сети Интернет), направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.
4. Генеральной прокуратуре Российской Федерации обобщить практику участия прокуратур субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей и подготовить свои предложения в указанной сфере; организовать в субъектах Российской Федерации проверку исполнения законодательства, направленного на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий;
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить широкое обсуждение Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации и обеспечить разработку и реализацию региональных программ в указанной области.
6. Организациям, объединяющим и представляющим интересы медиа-сообщества, в том числе организаций, предоставляющих Интернет-услуги и услуги телефонной мобильной связи с привлечением ассоциаций потребителей, родительских и иных общественных объединений обеспечить содействие созданию механизмов общественного контроля за соблюдением установленных законодательством правил оборота информационной продукции, включая систему мониторинга информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.