Реклама

Конференции, семинары

Борис Альтшулер. “Круглый стол” “Гражданский контроль в социальной сфере” (Москва, 17 апреля )


17 апреля 2007г. в Общественной палате РФ под эгидой Комиссии по вопросам социального развития и при участии еще трех комиссий Общественной палаты состоялся «круглый стол» по теме «Гражданский контроль в социальной сфере: формы и методы работы региональных общественных комиссий», на котором на обсуждение участников были представлены:

- разработанный инициаторами идеи (РОО «Право ребенка», МООИ «Общество Даун Синдром», НКО «Волонтеры – в помощь детям-сиротам», Фонд НАН - «Нет алкоголизму и наркомании», НКО «Наша семья») проект Положения «О порядке осуществления гражданского контроля в социальной сфере (ГКС) субъекта РФ» (о соответствующих региональных Комиссиях по ГКС) и

- разработанные МООИ «Общество Даун Синдром» проекты «Концепции методических рекомендаций по гражданскому контролю в интернатных учреждениях системы социальной защиты» и «Проверочного листа гражданского контроля детских домов-интернатов системы социальной защиты».

В Папку участника, наряду с данными документами, были включены материалы о пионерском опыте организации гражданского контроля в Пермском Крае (краткая информация, проект Указа Губернатора, проект закона о гражданском контроле, концепция Комитета по защите прав больных и требования участников организованного пермским «Мемориалом» пикета 13 марта с.г. в защиту прав больных), а также три новейших обращения детских правозащитников к Президенту РФ по актуальным вопросам строительства в России эффективной системы защиты детства и семьи (о гражданском контроле в социальной сфере, о первоочередных мерах по сокращению числа детей, живущих в интернатах, и о комиссиях по делам несовершеннолетних и целостной системе защиты детства и семьи в России). Остановлюсь кратко на содержании прошедшей дискуссии – так, как я это услышал.

В своем Вступительном слове ведущая собрание Александра Очирова подчеркнула, что именно общественность выявила, например, острейшую проблему отказных малышей, подолгу живущих в больницах. Закрытость учреждений, закрытость системы имеет самые тяжелые последствия и инициатива создания института гражданского контроля в социальной сфере очень актуальна. Александра Васильевна также подчеркнула, что существует неразрывная связь между положением в социальной сфере и нравственным состоянием общества.

Представляя вышеуказанный проект Положения о ГКС, автор этих строк сказал, что контроль нужен не только для выявления нарушений прав детей и взрослых, но и как механизм мониторинга процесса реализации важнейших реформ. Например, важно знать, как исполняется поручение Президента России (от 10 мая 2006 г.) «разработать механизмы, которые позволят сократить число детей, живущих в интернатных учреждениях». И если в части финансовых преференций для замещающих семей поручения Президента фактически выполнены, то в деле «разработки механизмов», т.е. в реформировании самой интернатной системы, налицо явный саботаж – в первую очередь со стороны региональных департаментов образования, которым подчинены эти учреждения. Отслеживать такие явления – важнейшая задача гражданского контроля. Проблеме реформирования деятельности по опеке и попечительству – в плане создания механизмов, о которых говорил Президент, был также посвящен материал, представленный Марией Терновской.

Что касается предлагаемого механизма организации гражданского контроля в социальной сфере, то в отсутствие законов (федерального или региональных; кстати в Папку участника включена Концепция подобного закона Пермского Края) Постановление Главы администрации субъекта РФ – это на сегодня единственный легальный способ учредить такой институт в данном субъекте. Вопрос в том, как добиться, чтобы назначаемые Главой администрации региона общественные инспекторы - члены Комиссии по ГКС не оказались лучшими друзьями всех администраций, не заинтересованных в выявлении недостатков. Чтобы избежать этого и тем самым создать механизм, который позволит Главе субъекта РФ получать объективную информацию о положении в социальной сфере своего региона, предлагается, чтобы 50% членов региональных Комиссий по ГКС рекомендовались Главе региона Общественной палатой РФ. Конечно, Глава Администрации имеет полное право пренебречь этими рекомендациями, но тогда, во всяком случае, сразу станет ясно, что ему есть что скрывать.

Мне также выпала честь передать приветствие участникам «круглого стола» от коллег из Пермского Края и рассказать об их опыте – на основании материалов, представленных Татьяной Марголиной (Уполномоченный по правам человека в Пермском Крае) и Игорем Аверкиевым (Председатель Пермской гражданской палаты).

Светлана Пронина (РОО «Право ребенка») говорила о проблемах информационного, организационного и финансового обеспечения деятельности по гражданскому контролю. О необходимости привлечения для этого социально-ответственного бизнеса.

В плане финансового обеспечения было также озвучено важное мнение Татьяны Марголиной, переговоры с которой велись в процессе подготовки к «круглому столу»; она высказала ту мысль, что деятельность по гражданскому контролю должна поддерживаться из бюджета субъекта федерации в порядке государственного социального заказа: «Если руководство региона заинтересовано в получении информации об истинном положении дел, то такое руководство, конечно, поддержит эту систему – и организационно и финансово».

В плане информационного обеспечения деятельности по гражданскому контролю социальной сферы особый интерес вызвала новейшая (март с.г.) инициатива пермского «Мемориала» о создании «Общественного комитета по защите прав больных» и практике сбора общественниками жалоб граждан непосредственно «в полевых условиях» (в поликлиниках, больницах, аптеках и т.п.).

Сергей Колосков (МООИ «Общество Даун Синдром») представил проекты указанных «Методических рекомендаций» и «Проверочного листа», а также говорил о тяжелейших нарушениях прав детей-инвалидов, выявляемых при проверках, в которых он принимал участие на правах члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ – в том числе вместе с Управлением по правам ребенка аппарата Уполномоченного.

Начальник этого Управления Наталья Яковлева также говорила о самых серьезных выявляемых нарушениях прав детей и сообщила о недавно выявленной тяжелейшей проблеме «детской дедовщины» в приютах и интернатных учреждениях. Вывод прост – ребенку нужна семья, нужны неравнодушные взрослые люди, постоянное проживание в детском коллективе чревато для ребенка самыми серьезными проблемами и последствиями. Действенная, «непрерывная» система общественного, гражданского контроля также позволит избежать наиболее страшных, шокирующих явлений.

Елена Альшанская (НКО «Волонтеры – в помощь детям-сиротам») рассказала о технологии и трудностях выявления ситуации в детских больницах, а также о необходимости отслеживать работу органов опеки и попечительства, органов образования в отношении устройства каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей: «Именно в условиях отсутствия такого контроля, в условиях закрытости оказались возможны страшные явления, выявленные волонтерам-общественниками».

Олег Зыков говорил о неразрывной связи системы гражданского контроля и всей системы ювенальной юстиции. Он сообщил важную новость: Общественная палата РФ только что приняла Обращение с призывом принять пакет законов, учреждающих в России специализированные суды для несовершеннолетних и в целом систему ювенальной юстиции.

Олег Зыков также представил собравшимся выпускника детского дома из Белгородской области Романа Степанова, рассказавшего о практике «штампования» психиатрических диагнозов старшим воспитанникам детских домов, особенно тем детям, за которыми числится та или иная жилая площадь; при таком диагнозе выпускника детского дома направляют пожизненно в ПНИ для взрослых.

Член Совета Федерации Наталья Малышева сказала, что полностью поддерживает идею учреждения гражданского контроля в социальной сфере. При этом она обратила внимание, что предложенный проект Положения говорит исключительно о контроле, но не говорит о том содействии, которое общественность может оказывать в решении социальных проблем. Замечание это, безусловно, справедливое и, полагаю, будет учтено.

С конкретными критическим замечаниями и предложениями выступили также член Общественной палаты Елена Ершова, Президент Фонда «Социальное партнерство» Валерий Борщев и исполнительный директор «Института прав человека» Валентин Гефтер.

Артем Шадрин (Начальник Отдела МЭРТа) рассказал о подготовленном экспертами МЕРТ совместно с Общественной палатой пакете законодательных предложений, направленных на то, чтобы узаконить на федеральном уровне общественные расследования и общественный контроль. Он также обратил внимание на то, что существующая налоговая практика существенно дискриминирует (в сравнении с государственными учреждениями социальной сферы) общественные инициативы в этой области, и сказал, что готовятся законодательные предложения по исправлению этой ситуации.

Петр Кучеренко (Секретарь Общественного совета при Минздравсоцразвития России, созданного не более месяца назад) заявил о готовности Совета сотрудничать в деле внедрения гражданского контроля в социальной сфере.

Состоявшаяся дискуссия была очень полезной и содержательной. На этой основе предлагаемые документы будут доработаны. Мы будем также рады рассмотреть и учесть любые замечания и предложения.

Пишите нам по адресу РОО «Право ребенка», указанному на сайте организации: http://pravorebenka.narod.ru

Об этом «круглом столе» см. также публикацию «Сиротская жизнь» в «Российской газете», 18.04.2007, стр. 18.


19 апреля 2007 г.


Борис Альтшулер,

Руководитель РОО «Право ребенка»,

эксперт Общественной палаты РФ,

член Общественного совета при Минобрнауки России,

член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ и Координационного совета Всероссийского Союза «Гражданское общество – детям России».